Корпоративная коммуникация
Когда в команде нужно договориться и принять общее решение
Существуют разные инструменты, для того чтобы эффективно коммуницировать и договариваться в командах.
Наиболее известные:
Компромисс
Компромисс — это процесс принятия решения, при котором стороны приходят к соглашению, но каждая из них делает некоторые уступки ради достижения конечной цели.
В результате компромисса каждая из сторон получает то, что им необходимо, но может при этом потерять часть своей исходной позиции.
При группе более чем 3-5 человек потерять можно слишком много😉
Консенсус
Консенсус — это процесс принятия решения, при котором стороны приходят к соглашению, но оно должно учесть мнение каждого — с ним должны быть согласны все.
При группе более чем 3-5 человек убедить всех будет сложно и долго😉
Консент
Консент — это метод для группового принятия (обсуждения) решений.
  • Участники по очереди высказывают свое мнение, дают предложения / возражения.
  • Решение принимается только после того, как все возражения рассмотрены и не осталось неразрешённых возражений.
Таким образом предложенное решение не должно всех "устроить", а должно быть достаточно безопасным, чтобы попробовать. У всех участников "консент".

Ключевые особенности

  • Не нужно, чтобы все были полностью согласны, достаточно чтобы предложение было безопасным для участников, чтобы попробовать.
  • Все участники равны, и каждый имеет равные права и возможность высказаться.
  • Возражения и доводы должны быть аргументированными — без эмоций.
  • Процесс структурирован: каждый участник дает отклик по очереди, чтобы учесть все мнения.

Когда в команде нужно проясниться и поделиться обратной связью

Обратная связь в компании необходима для улучшения взаимодействия. Благодаря обратной связи можно:

  • Проводить опросы сотрудников;
  • Делиться успехами и предложениями по улучшению;
  • Обсуждать точки роста и карьерное развитие;
  • Расставлять приоритеты и прояснять задачи;
  • Корректировать ошибки;
  • Разрешать конфликтные ситуации.

И вообще с помощью регулярной обратной связи можно обсудить любые вопросы, риски или идеи, которые вас волнуют

1. Поддерживающая (позитивная)
обратная связь (ПОС)
2. Балансирующая (отрицательная)
обратная связь (ООС)
Следуя этим критериям ваша обратная связь будет понятной, конкретной и адекватно восприниматься
  • Оперативность
    – предоставляться своевременно, без длительных задержек
  • Конкретность
    – быть направленной на конкретные действия, понятной и однозначно трактуемой
  • Конструктивность
    – фокусироваться на том, «что можно сделать в будущем», предлагая решения
  • Комфортность
    – даваться в подходящее время, место и при оптимальном ресурсном состоянии всех участников
  • Эмоциональная грамотность
    – подаваться с заботой и адекватным эмоциональным откликом
  • Объективность
    – быть честной, по возможности подкрепленной данными и фактами
  • Баланс
    – поддерживать и развивать в соотношении минимум 2 позитивных момента к 1 замечанию
  • Развитие
    – акцентировать внимание на усилиях, способствуя формированию «установки на рост» по К. Дуэк
Фидбек-схема «SFA-5»

Фидбек-схема «SFA-5»

Развивающая ОС Поддерживающая ОС
I See: Я вижу 1. Описываем наблюдаемый нами факт, без оценок. В позиции «я так вижу» 4. Замечаем ценное усилие, формулируем как наблюдение
I Feel: Я чувствую 2. Делимся своими переживаниями (эмоции, чувства), используя «Я-сообщение». 5. Дополняем это эмоциональным откликом по возможности
I Ask: Я прошу / спрашиваю 3. Спрашиваем мнение другого по этой ситуации или предлагаем решение в формате просьбы-предложения. Вместе ищем решение в диалоге -
А для того чтобы структурировать процесс предоставления фидбэка и сделать его максимально эффективным существуют фидбек-схема SFA-5
«SFA-5» — это структурированная 5-шаговая модель для предоставления эффективной обратной связи.

Объясним на примерах применения фидбек-схемы «SFA-5»
Контекст: Вы — руководитель отдела продаж в компании с 50 сотрудниками. Один из менеджеров, Иван, успешно провел презентацию для клиента, но не отправил клиенту follow-up письмо, из-за чего сделка затянулась. Вы хотите дать ему конструктивный фидбек, используя схему «SFA-5», чтобы похвалить усилия и указать на улучшения.
  • 1. Ситуация (Situation):
    «Иван, давай обсудим твою презентацию для клиента “Ромашка” на прошлой неделе. Я был на встрече и видел, как ты общался с клиентом.»
    (Описываем конкретную ситуацию, чтобы сотрудник понял контекст. Это соответствует правилу “конкретная и объективная”)
  • 2. Чувства (Feeling):
    «Меня очень впечатлило, как уверенно ты представил наш продукт. Но я немного расстроился, узнав, что клиент до сих пор ждет follow-up письма.»
    (Выражаем эмоции, чтобы показать заботу и эмоциональный отклик. Это также учитывает эффект прайминга с позитивного начала)
  • 3. Действие (Action):
    «Ты отлично подготовил слайды и ответил на все вопросы клиента, что создало позитивное впечатление. Однако после встречи ты не отправил обещанное письмо с дополнительной информацией.»
    (Указываем конкретные действия, оценивая поведение, а не личность)
  • 4. Влияние (Impact):
    «Твоя презентация заложила основу для сделки, но из-за задержки с письмом клиент начал сомневаться, и нам пришлось дополнительно его убеждать, что затянуло процесс на неделю.»
    (Объясняем последствия, чтобы сотрудник понял важность своих действий. Это соответствует конструктивности и опоре на данные)
  • 5. Будущее (Future):
    «В следующий раз, чтобы закрепить успех, отправляй follow-up письмо в течение 24 часов после встречи. Если нужно, я могу поделиться шаблоном или помочь настроить напоминание в CRM. Ты отлично справляешься, и такие мелочи сделают твою работу еще эффективнее!»